Зимовниковский район - История района

Первые скотоводческие племена

Пришли в долину Маныча и на левобережье Дона в начале II тысячелетия до н.э.. Они хоронили умерших в прямоугольных ямах с характерным уступом вдоль стен, на котором сооружались деревянные перекрытия. Ученые назвали их племенами "ямной культуры". Сре­ди трех найденных вещей наиболее характер­ны наборы костей мелкого рогатого скота, костяные кольца, керамика без орнамента с лощеной поверхностью, костяные булавки. Манычские скотоводы, пришедшие с юга, постепенно проникают на правый берег Дона и до Днепра.
Подонье населяют новые племена "катакомбной", а затем "срубной'' культур (названия прямо связаны со способами захоронения умерших). Вытеснение одних племен другими сопровождалось войнами. Об этом говорят найденные при раскопках укрепления вокруг поселений, боевые топоры и другое оружие. Первыми племенами, жившими в наших степях и имевшими свое название, были киммерийцы, которые под именем "гимеры", "киммеры" впервые упоминаются в клинописных текстах Ассирии и Урарту, а несколько позже - в произведениях "отца истории" Геродота и других древнегреческих авторов. Кочевники-киммерийцы обладали исключи­тельной подвижностью и совершали далекие походы в Закавказье и Малую Азию вплоть до VIII в. до нашей эры, когда в наших степях появились новые обитатели, носившие имя скифов.
СКИФЫ стали теснить киммерийцев и к VII веку до н.э. стали хозяевами степных просторов Подонья. Скифы пришли из Азии, теснимые массагетами. Впервые описание скифов дано Геродотом. Главным хозяйственным занятием скифов было разведение лошадей и овец. Продукты скотоводства полностью обеспечивали быт скифов: мясо, молоко, кожи и шкуры, кость и рог - все шло в потребление, а позднее и на обмен. Передвижение племен с большими стадами проходило вдоль рек по мере достатка травы для скота. Весь быт скифов был приспособлен к кочевой жизни. Жилищем служили кибитки на колесах или разборная юрта. Большую часть жизни скифы проводили в седле, поэтому в погребениях скифов так часто находятся предметы конской упряжи.
По языку скифы принадлежали к североиранской языковой группе, как и многие другие кочевые племена той эпохи. Поэтому термин "скифы" употребляется иногда как обобщающий для кочевников на более широкой территории и во времени. Помните строчки Блока? "... Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!"
Описывая жизнь скифских племен, Геродот много внимания уделяет их обычаям. Вот что он рассказал об обычае заключения клятвенных договоров у скифов. "Если скифы заключают с кем-либо клятвенный договор, то поступают при этом так: в большую глиняную чашу наливают вино, к нему примешивают кровь договаривающихся, причем у тех делаются небольшие надрезы ножом на теле или уколы шилом. Потом погружают меч, стрелу, секиру и метательное копье. По совершению всего этого они долго молятся, затем пьют смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих."
Скифы были воинственными и выносливыми. Высшей доблестью у них считался подвиг в бою. "У скифов, - свидетельствует Аристотель, - во время праздников не позволяют пить круговую чашу тому, кто еще не убил ни одного врага". "Наш добрый день выходит из колчана" - гласила скифская поговорка. Н.М. Карамзин в своей "Истории государ­ства Российского" пишет, что скифы более всего любили свободу, не знали никаких искусств, кроме одного - "везде настигать неприятелей и везде от них скрываться". Скифы отличались высоким ростом, мощным телосложением, но прямым и простодушным характером (ну чем не собирательный образ наших богатырей). Они презирали скупость, торгашество. Денег у скифов почти не было, велся простой обмен товарами. Самым тяжким преступлением считалось воровство.
Свою свободу и независимость скифы защищали упорно и мужественно. В конце VI века до н.э. персидский царь Дарий I с 700-тысячным войском пытался покорить скифов. Но скифы, заманив его в глубину степей, поджигали траву, засыпали колодцы и родники, а сами на своих быстрых выносливых лошадях исчезали как мираж. Персы, преследуя скифов, перешли на левый берег Дона, вторглись в земли сарматов, родственных скифам, а остановили свое наступление в смятении: куда идти дальше в этой безводной чужой степи. Скифы днем и ночью совершали внезапные набеги и наносили персам удар за ударом. Огромная персидская армия не могла в пустынной степи обеспечить себя пропитанием и водой. Начался голод, болезни. Персы потеряли во время похода в Скифию восемьдесят тысяч воинов, сотни повозок, а сам Дарий I по счастливой случайности избежал скифского плена. Геродот писал: "... никакой враг, вторгший­ся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством. Не может и настигнуть их. если толь Геродот писал:"... никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством. Не может и настигнуть их. Если только они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигаю! Свои жилища с собою, и все они - конные стрелки из лука. Пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, а жилище свои ус­траивают на повозках. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?"
Но вечно непобедимых не бывает. В конце IV века до н.э. македонский царь Филипп (отец знаменитого Александра Македонского) нанес скифам сокрушительное поражение. Хотя после этого скифы еще были долго сильны и независимы. Постепенно скифский период истории в наших степях шел к закату.

ХОЗЯЕВАМИ СТЕПЕЙ между Доном и Волгой с ГУ-Ш в. до н.э. стали сарматы, близко родственные скифам племена. Их называли в древности савроматами. Сарматский период во многих отношениях представляет собой прямое продолжение и развитие скифского. Геродот сообщает, что савроматы произошли якобы от смешанных браков скифских юношей и мифических амазонок, а савроматский язык это издревле скифский. Помимо родства в языке у скифов и савроматов наблюдается сходство в керамике, вооружении, в изобразительном искусстве. Исследования истории савроматов в большинстве сходятся на том, что савроматы - это не единый народ, а союз племен, родственных по языку, общественному устрой­ству и занятиям. Это племена аорсов, сираков, аланов (предков современных осетин) и многие другие. Савроматы кочевали по лево­му берегу Танаиса (древнее название Дона).
За рекой Танаисом уже не скифская земля... Во всей этой земле нет ни диких, ни садовых деревьев. То есть степь без конца и края, наша сальская степь. Савроматы, как и скифы, занимались скотоводством, разводили лошадей, овец, быков.
В более позднее время стали выращивать хлебные злаки, чечевицу, лук и различные корневые растения. Пишу сарматам давала также охота на многочисленных кабанов, антилоп, зайцев, журавлей, мелких животных. Наши степные речки изобиловали рыбой.
Пищей сарматов была конина, баранина и месиво из просяной муки с молоком и конской кровью. Одежда, как и у скифов, изготовлялась из кожи и шерсти: плащ без рукавов, шаровары, остроконечная шапка.
Основу общественного устройства сарматов составлял род: главой рода являлся старейшина. На период войн племена сарматов возглавляли военные выборные руководители - вожди. Характерной чертой общественного устройства сарматов на раннем этапе их истории было особое положение женщины. То, что греки обозначали термином "гинекратия" (господство женщин).
Женщины прекрасно владели оружием и искусством верховой езды. Греческий историк Помпоний Мела писал о сарматах, что это племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами... "Девочки обязаны упражняться в стрельбе из луков, верховой езде и охоте".
По свидетельству Псевдо-Гиппократа сарматские женщины не выходят замуж, пока не убьют трех неприятелей. В погребениях женщин-сарматок археологи часто находят предметы вооружения и конского снаряжения.
Оружием сарматов служили лук со стрелами, копья, дротики, короткие мечи (акипаки) для пешего боя и длинные мечи для сражения верхом на лошади.

ОДНИМ ИЗ СИЛЬНЫХ савроматских племен, обитаемых между Каспийским морем, Доном и Черным морем, в т.ч. и в сальских степях были аланы. Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского" пишет об аланах, что "они, равно как и все азиатские дикие народы, не обрабатывали земли, не имели домов, возили жен и детей на колесницах, скитались по степям Азии, даже до самой Индии Северной, грабили Армению, Индию, а в Европе берега Азовского и Чер­ного морей, отважно искали смерти в битвах и славились отменной храбростью.
Римский историк Аммиан Марцеллин дает внешнее описание алан: "Почти все аланы высоки ростом и краси­вые, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень, подвижны вследствие легкости вооружения..."
У аланов не было рабства. В правители они выбирали лиц, отличившихся в войне. Раскопки, проведенные археологами на Маныче, в районе Цимлянского водохранилища, в междуречье Дона и Волги и описа­ния древних авторов дают нам возможность представить быт и духовную культуру воинственных племен, обитавших в задонских степях.