Зимовниковский район - История района
Первые скотоводческие племена
Пришли в долину Маныча и на левобережье
Дона в начале II тысячелетия до н.э.. Они хоронили умерших в прямоугольных ямах
с характерным уступом вдоль стен, на котором сооружались деревянные перекрытия.
Ученые назвали их племенами "ямной культуры". Среди трех найденных
вещей наиболее характерны наборы костей мелкого рогатого скота, костяные кольца,
керамика без орнамента с лощеной поверхностью, костяные булавки. Манычские скотоводы,
пришедшие с юга, постепенно проникают на правый берег Дона и до Днепра.
Подонье населяют новые племена
"катакомбной", а затем "срубной'' культур (названия прямо
связаны со способами захоронения умерших). Вытеснение одних племен другими
сопровождалось войнами. Об этом говорят найденные при раскопках укрепления
вокруг поселений, боевые топоры и другое оружие. Первыми племенами, жившими в
наших степях и имевшими свое название, были киммерийцы, которые под именем
"гимеры", "киммеры" впервые упоминаются в клинописных
текстах Ассирии и Урарту, а несколько позже - в произведениях "отца
истории" Геродота и других древнегреческих авторов. Кочевники-киммерийцы
обладали исключительной подвижностью и совершали далекие походы в Закавказье и
Малую Азию вплоть до VIII в. до нашей эры, когда в наших степях появились новые
обитатели, носившие имя скифов.
СКИФЫ стали теснить киммерийцев и к VII
веку до н.э. стали хозяевами степных просторов Подонья. Скифы пришли из Азии,
теснимые массагетами. Впервые описание скифов дано Геродотом. Главным
хозяйственным занятием скифов было разведение лошадей и овец. Продукты
скотоводства полностью обеспечивали быт скифов: мясо, молоко, кожи и шкуры,
кость и рог - все шло в потребление, а позднее и на обмен. Передвижение племен
с большими стадами проходило вдоль рек по мере достатка травы для скота. Весь
быт скифов был приспособлен к кочевой жизни. Жилищем служили кибитки на колесах
или разборная юрта. Большую часть жизни скифы проводили в седле, поэтому в
погребениях скифов так часто находятся предметы конской упряжи.
По языку скифы принадлежали к североиранской языковой группе, как и многие другие кочевые племена той эпохи. Поэтому термин "скифы" употребляется иногда как обобщающий для кочевников на более широкой территории и во времени. Помните строчки Блока? "... Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!"
По языку скифы принадлежали к североиранской языковой группе, как и многие другие кочевые племена той эпохи. Поэтому термин "скифы" употребляется иногда как обобщающий для кочевников на более широкой территории и во времени. Помните строчки Блока? "... Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!"
Описывая жизнь скифских племен, Геродот много
внимания уделяет их обычаям. Вот что он рассказал об обычае заключения
клятвенных договоров у скифов. "Если скифы заключают с кем-либо клятвенный
договор, то поступают при этом так: в большую глиняную чашу наливают вино, к
нему примешивают кровь договаривающихся, причем у тех делаются небольшие
надрезы ножом на теле или уколы шилом. Потом погружают меч, стрелу, секиру и
метательное копье. По совершению всего этого они долго молятся, затем пьют
смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих."
Скифы были воинственными и выносливыми.
Высшей доблестью у них считался подвиг в бою. "У скифов, - свидетельствует
Аристотель, - во время праздников не позволяют пить круговую чашу тому, кто еще
не убил ни одного врага". "Наш добрый день выходит из колчана" -
гласила скифская поговорка. Н.М. Карамзин в своей "Истории государства
Российского" пишет, что скифы более всего любили свободу, не знали никаких
искусств, кроме одного - "везде настигать неприятелей и везде от них
скрываться". Скифы отличались высоким ростом, мощным телосложением, но
прямым и простодушным характером (ну чем не собирательный образ наших
богатырей). Они презирали скупость, торгашество. Денег у скифов почти не было,
велся простой обмен товарами. Самым тяжким преступлением считалось воровство.
Свою свободу и независимость скифы защищали
упорно и мужественно. В конце VI века до н.э. персидский царь Дарий I с
700-тысячным войском пытался покорить скифов. Но скифы, заманив его в глубину
степей, поджигали траву, засыпали колодцы и родники, а сами на своих быстрых
выносливых лошадях исчезали как мираж. Персы, преследуя скифов, перешли на
левый берег Дона, вторглись в земли сарматов, родственных скифам, а остановили
свое наступление в смятении: куда идти дальше в этой безводной чужой степи.
Скифы днем и ночью совершали внезапные набеги и наносили персам удар за ударом.
Огромная персидская армия не могла в пустынной степи обеспечить себя
пропитанием и водой. Начался голод, болезни. Персы потеряли во время похода в
Скифию восемьдесят тысяч воинов, сотни повозок, а сам Дарий I по счастливой случайности
избежал скифского плена. Геродот писал: "... никакой враг, вторгшийся в
их страну, не может уже спастись оттуда бегством. Не может и настигнуть их.
если толь Геродот писал:"... никакой враг, вторгшийся в их страну, не
может уже спастись оттуда бегством. Не может и настигнуть их. Если только они
сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни
укреплений, но передвигаю! Свои жилища с собою, и все они - конные стрелки из
лука. Пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, а жилище
свои устраивают на повозках. Как же им не быть непобедимыми и
неприступными?"
Но вечно непобедимых не бывает. В конце
IV века до н.э. македонский царь Филипп (отец знаменитого Александра
Македонского) нанес скифам сокрушительное поражение. Хотя после этого скифы еще
были долго сильны и независимы. Постепенно скифский период истории в наших
степях шел к закату.
ХОЗЯЕВАМИ СТЕПЕЙ между Доном и Волгой с
ГУ-Ш в. до н.э. стали сарматы, близко родственные скифам племена. Их называли в
древности савроматами. Сарматский период во многих отношениях представляет
собой прямое продолжение и развитие скифского. Геродот сообщает, что савроматы
произошли якобы от смешанных браков скифских юношей и мифических амазонок, а
савроматский язык это издревле скифский. Помимо родства в языке у скифов и
савроматов наблюдается сходство в керамике, вооружении, в изобразительном искусстве.
Исследования истории савроматов в большинстве сходятся на том, что савроматы -
это не единый народ, а союз племен, родственных по языку, общественному устройству
и занятиям. Это племена аорсов, сираков, аланов (предков современных осетин) и
многие другие. Савроматы кочевали по левому берегу Танаиса (древнее название
Дона).
За рекой Танаисом уже не скифская
земля... Во всей этой земле нет ни диких, ни садовых деревьев. То есть степь
без конца и края, наша сальская степь. Савроматы, как и скифы, занимались скотоводством,
разводили лошадей, овец, быков.
В более позднее время стали выращивать
хлебные злаки, чечевицу, лук и различные корневые растения. Пишу сарматам
давала также охота на многочисленных кабанов, антилоп, зайцев, журавлей, мелких
животных. Наши степные речки изобиловали рыбой.
Пищей сарматов была конина, баранина и
месиво из просяной муки с молоком и конской кровью. Одежда, как и у скифов,
изготовлялась из кожи и шерсти: плащ без рукавов, шаровары, остроконечная
шапка.
Основу общественного устройства сарматов
составлял род: главой рода являлся старейшина. На период войн племена сарматов
возглавляли военные выборные руководители - вожди. Характерной чертой
общественного устройства сарматов на раннем этапе их истории было особое
положение женщины. То, что греки обозначали термином "гинекратия"
(господство женщин).
Женщины прекрасно владели оружием и
искусством верховой езды. Греческий историк Помпоний Мела писал о сарматах, что
это племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое,
что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами... "Девочки
обязаны упражняться в стрельбе из луков, верховой езде и охоте".
По свидетельству Псевдо-Гиппократа сарматские
женщины не выходят замуж, пока не убьют трех неприятелей. В погребениях
женщин-сарматок археологи часто находят предметы вооружения и конского снаряжения.
Оружием сарматов служили лук со стрелами,
копья, дротики, короткие мечи (акипаки) для пешего боя и длинные мечи для сражения
верхом на лошади.
ОДНИМ ИЗ СИЛЬНЫХ савроматских племен,
обитаемых между Каспийским морем, Доном и Черным морем, в т.ч. и в сальских
степях были аланы. Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского"
пишет об аланах, что "они, равно как и все азиатские дикие народы, не
обрабатывали земли, не имели домов, возили жен и детей на колесницах, скитались
по степям Азии, даже до самой Индии Северной, грабили Армению, Индию, а в
Европе берега Азовского и Черного морей, отважно искали смерти в битвах и
славились отменной храбростью.
Римский историк Аммиан Марцеллин дает внешнее описание алан: "Почти все аланы высоки ростом и красивые, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень, подвижны вследствие легкости вооружения..."
Римский историк Аммиан Марцеллин дает внешнее описание алан: "Почти все аланы высоки ростом и красивые, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень, подвижны вследствие легкости вооружения..."
У аланов не было рабства. В правители
они выбирали лиц, отличившихся в войне. Раскопки, проведенные археологами на
Маныче, в районе Цимлянского водохранилища, в междуречье Дона и Волги и описания
древних авторов дают нам возможность представить быт и духовную культуру воинственных
племен, обитавших в задонских степях.