Зимовниковский район
История поселка
До строительства
железной дороги (1895 г.) в излучине Малой Куберле (среднее течение) уже были
небольшие поселения: хутора Кучман, Горобцов, Василевский и Жуков. Начало
заселения этого места относится к 1873-81 гг. Об этом рассказывают наши старожилы
Голотин А.И.(1876 г. рожд.) Лыгин Ф.Е.(1873 г. рожд.) и 99-ти летний Нарожный
А.С.
Вниз по Куберле поселилась Калмыцкая
станица Ново-Алексеевская, а вверх хутора Николаевский, Пенчуков, Погорелов и
два других хутора Куберских (Нижний и Верхний). Таким образом, среднее течение
Малой Куберле было самым населенным в то время. Здесь было удобно зимовать
скот, поэтому было много скотоводческих стоянок.
Хуторское строительство было иным, чем
теперь. Жилье крестьяне возводили примитивное. Невысокие землянки (они на
половину врывались в землю) строили из самана, а чаще из дерна, кое-как обмазав
их глиной. Такие хибарки были с маленькими окошками. Света в них было мало,
воздух был сырым. Пол был земляной, крыша тоже. Кровати и топчаны были
редкостью.
На хуторских улицах, если их можно так
назвать, были горы мусора, золы, костей и ни одного деревца. Арендная система
не давала возможности благоустраивать хутора: земля была чужой и куплена на
время. Арендаторы участков часто менялись, и выращивать сады они считали
бессмысленным занятием. Ни о какой планировке хуторов и речи не было. Селились,
как попало, вкось и вкривь, кому, где заблагорассудится, чаще группами землянок
по родственному принципу.
Строительный лес в степи был очень
дорог, его было мало. Поэтому при перемене места жительства, строения
разрушались хозяином и все деревянное увозилось с собой.
Крестьянство было темным, нищим и
забытым. Одежда была из домотканого полотна или вязанная из шерсти овец. Многие
крестьяне и летом ходили в штанах из шкуры. Белье у крестьян было из грубого
домотканого полотна, а нередко и вязаное из шерсти. «Обутка» - самодельные
черевики или поршни из сыромятины, редко – сапоги.
Металлические плуги, сеялки, лобогрейки
и молотилки появились в конце 80-х годов 19 века. Применялись они только у
помещиков и кулаков. Купить все это крестьянину было не под силу. Основными
орудиями крестьянского труда были деревянный плуг и борона, ручная коса и
молотильный цеп или каток. Сельское хозяйство характеризовалось вековой
отсталостью. Ленин писал: «Россия была невероятно, невиданно отсталой страной,
нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо
хуже Италии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки».
Основная масса земли – пахотная, сенокос
и пастбища – была в руках богачей и крупных землевладельцев. В наших местах она
делилась на казачью, калмыцкую, фондовую или государственную. Переселенцы
вынуждены были брать в аренду земельные участки и платить за это ежегодно
большие суммы денег.
Наступила весна 1895 года. Она была
необычной для наших мест. В воздухе стоял многоголосый крик работного люда,
лязг лопат и кирок, скрип телег, ржание лошадей и вой верблюдов. Началось
строительство железной дороги. Вековая дрема наших степей была нарушена.
Линия железной дороги должна была пройти
между Тихорецкой и Царицыном по следующим пунктам: Торговая (Сальск),
Великокняжеское (Пролетарская) – Ельмут – Двойная, Куберле – Калмыцкая
(Зимовники) – Гашун – Сальская (Ремонтная) – Котельниково – Жутово – Сарепта и
конечная – Царицын (Волгоград). Строительство этой дороги было отдано
правительством акционерному обществу Владикавказской железной дороги.
Вся ветвь Царицын – Тихорецкой железной
дороги была разделена на четыре участка: первый – Тихорецкий, второй Великокняжеский,
третий – Ильинский и четвертый – Царицынский. Зимовниковский отрезок дороги
входил во второй участок, который возглавлял инженер путей сообщения В.Г.
Ковалевский. На железнодорожном строительстве того времени никаких машин не
применялось – их не было. Все делалось вручную. Лопата, кирка и тачка были
основными орудиями на земляных работах по устройству железнодорожной насыпи.
Людей заставляли работать весь световой день
Жительница хутора Серебряковка Беркутова
рассказывает, что она и ее несколько сверстниц и сверстников, тоже участвовали
в строительстве железной дороги. Они сумками, о то и просто подолами носили
землю на насыпь. В день им платили по 3-5 копеек каждому. Основной рабочей
силой на строительстве дороги было разорившееся крестьянство из Донской и
пограничных губерний, безработный мастеровой люд (плотники, кузнецы, каменщики,
крестьянство). На отдельных участках строящейся дороги насыщенность людьми
достигала 300 и более человек на версту пути. А всего на строительстве дороги
было занято свыше 40 тысяч человек и около 8 тысяч подвод. И все же в срок с пуском
дороги не уложились.
Рабочие поезда начали курсировать по
линии уже в 1896 году. В строй дорога вступила 9 апреля 1899 года.
Все строительство обошлось в 32 миллиона рублей золотом. Перерасход составил 2 миллиона рублей.
Станция Калмыцкая (Ныне Зимовники)
сначала появились на планах и картах строителей железной дороги. Никакого
поселения под таким названием на месте нынешних Зимовников не существовало. В
1896 году, когда появилось полотно железной дороги, началось строительство
станции. На том месте, где сейчас камера хранения, был выстроен небольшой
деревянный вокзал – времянка. Вскоре началось строительство постоянного здания
из камня, оно стоит и в настоящее время. До Великой Отечественной воины на
фронтоне этого здания оставалась надпись года основания «1896». Тогда и было
положено начало Зимовникам.
К весне 1899 года были сооружены все
основные станционные постройки – дом службы тяги (ныне склад под черепицей),
водонапорная башня, складские помещения, а позже бараки – кирпичные дома для
стрелочников и станционных служащих. На восток от станции (примерно от линии
«двор милиции - инкубатор») начинает населяться хутор из калмыцких кибиток и
землянок. Он получил название по железнодорожной станции – Калмыцкий.
Рос этот хутор быстро, так как стоял на
бойком месте. Сюда пригоняли рогатый скот, овец и лошадей для продажи.
Список использованной литературы:
Статьи:
- Ульянова, Э.Е. Мои Зимовники [Текст]/Э.Е. Ульянова// Районный вестник. - 1998. - 20-27 марта.- № 12 (165). - С. 2.
- Ульянова, Э.Е. Мои Зимовники [Текст]/Э.Е. Ульянова//Районный вестник. - 1998. - 27 -3 апреля. - № 13 (166). - С.2.