Зимовниковский район - История района

После гуннов

В сальских степях в течение двух веков кочевали остатки племен. Бедность исторических источников периода V- VII веков н.э. не позволяет с какой-либо достоверностью составить представление об этом времени в наших краях.
В 7-10-х веках задонские и сальские степи входили в состав Хазарского государства (Ка­ганата). Происхождение и история хазар вызывает до сих пор разногласия среди историков. Профессор М.И. Артамонов в предисловии к книге Л.Н. Гумилева "Открытие Хазарии" писал: "В истории хазар и хазарского Каганата остается множество пробелов и неясных моментов. Мы не знаем точно, кто такие были хазары, откуда они появились, какой образ жизни вели". "Козары или хазары, единоплеменные с турками, издревле обитали на западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в географиях восточных" - писал Н.М. Карамзин.
В 7 веке хазары стали теснить своих соседей болгар, савиров, барсилов и алан и силой подчинять их своему влиянию. Особенно упорной была борьба хазар с болгарами, кочевавшими в придонских степях. Хазары оказались сильнее и вытеснили болгар с Дона. Одна часть болгар ушла на Дунай, а другая - на Среднюю Волгу. Впоследствии сложились два болгарских государства: ославянившаяся Дунайская Болгария и тюркизированная Волжская Болгария.
Из письменных источников и археологических данных известно, что примерно в 7 -8 веках происходило славянское продвижение на Дон с северо-запада вплоть до его левых притоков Маныча и Сала. Славянские племена антов по свидетельству византийских историков были могущественными из славян. Анты были хорошими земледельцами и скотоводами. Жили они большими семьями в полуземлянках.
По свидетельству Маврикия (стратега) "племена славян и антов сходны по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры преимущественно в своей земле и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище". (Эти качества и нам бы, особенно сейчас, пригодились).
Каждый воин-ант имел лук с небольшими стрелами, смоченными ядом, два небольших копья, щит, умел в случае необходимости спрятаться на дне реки, дыша через камышину.
И вот две волны - хазарская и славянская - встретились в среднем течении Дона и на его притоках. Вначале хазарская оказалась сильнее. Славяне-анты или отступали или становились данниками хазарского кагана. В то же время происходило взаимопроникновение двух столь различных культур. В западной части Хазарии находились независимые поселения славян-земледельцев. Они имели в хазарских городах свои кварталы, своих судей и вели свободную торговлю.
Но у славян еще не было своего государства и их рассеянные племена вплоть до Днепра и Оки вынуждены были признать власть каганов. "Киевляне, - писал летописец Нестор, - дали своим завоевателям по мечу с дыма".
С хазарскими каганами считались римские императоры и арабские халифы. Считалось за честь породниться с правителями Хазарии. Римляне стремились навязать хазарам христианство, а арабы - ислам. Но хазары выбрали третье. Религией этой стал иудаизм, заимствованный от евреев, переселившихся в Хазарию из-за преследований в Византии.
Евреи играли большую роль в торговле Хазарии и составляли существенную часть населения в ее городах.
Столицей Хазарии в VII веке был город Семендер в предгорьях Северного Кавказа, а в VIII веке, потерпев поражение от арабов, хазары основали новую столицу Итиль в низовьях Волги, носившей такое же название. Поиски археологами местонахождения Итиля результатов не дали. Есть версия, что Итиль погребен - под толстым слоем ила в период наступления вод Каспия на сушу. После принятия хазарами иудаизма их отношения с Византией охладели. В IX веке на северо-западе Хазарии усилились славянские племена, шло образование древнерусского государства. Отношения хазарского царства со славянами становились все более напряженными. Для защиты от славян и кочевых племен хазары строили крепости. Одна из них была построена на Дону по проекту Петроны, посланного в 834 году императором феодалом в Хазарию. Крепость, названная Саркел, что означает "Белый дом" или "Белая гостиница", расположилась на искусственном острове, окруженном проточными из Дона рвами. В русской летописи Саркел упоминается под названием "Белая вета" (палатка, шатер).
На месте расположения древнего Саркела в настоящее время плещутся волны Цимлянского моря. Перед затоплением археологи раскопали Саркел. Были обнаружены два городища: одно на левом, другое на правом берегу Дона. Стены крепости были сложены из кирпича и белого камня. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, в Саркеле "сидели ежегодно сменяемые воинские отряды в триста человек".
Саркел - первый известный нам город-крепость в наших степях. Ведь от Зимовников до местонахождения древнего города каких-нибудь несколько десятков километров.
В IX веке хазары уже не обладали полной властью над своими данниками-славянами. Древние русичи совершали походы в ответ на набеги хазар. Вспомним пушкинские строки: "Как ныне сбирается вещий Олег отметить неразумным хазарам, их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам..." Внук Олега, знаменитый полководец и великий киевский князь Святослав Игоревич, понимая, что Хазария является серьезным препятствием для объединения Руси и закрывает пути русичам на Волгу и Восток, в 965 году выступил против хазар. Спустившись вниз по Волге, войско Святослава захватило Итиль. Затем Святослав взял Семендер, разгромил на Кавказе данников хазарского кага­на - ясов и касогов. А на обратном пути в Киев, пройдя через сальские степи, Святос­лав осадил Саркел. "Жестокая битва решила судьбу двух народов. Сам каган предводительствовал войском: Святослав победил и взял Козарскую Белую Вету, или Саркел" - пишет Н.М. Карамзин.
Этот поход Святослава открыл дорогу славянам на Дон и Волгу. К XI веку Саркел стал ярко выраженным русским торговым и ремесленным городом. Саркел имел большое значение и как крепость, защищавшая Киевскую Русь на ее юго-восточных границах.
После сокрушительного удара русов хазарский каганат стал распадаться. Новые полчища кочевников - печенегов, а затем половцев окончательно уничтожили государство хазар.
В X веке в донские и сальские степи хлынули орды печенегов, вытесненных из-за Волги огузами и кипчаками. Печенеги по образу жизни, общественному устройству и внешнему облику почти ничем не отличались от других азиатских племен. Кочевое скотоводство, разбой, грабеж, набеги, слепое подчинение вождям - ханам и обычаю, почти полная духовная убогость сформировали у древних русов облик печенежского общества, как агрессивного и вероломного монстра. Войны печенегов с русичами сменялись непродолжительным миром. По свидетельству Константина. Багрянородного "печенеги, кроме того, живут в соседстве и сопредельны с руссами и часто, когда живут не в мире друг с другом, грабят Русь и причиняют ей много вреда и убытков".
Славянские поселения на Дону жили в постоянном страхе перед набегами печенегов. Многие славяне уходили поближе к Киеву, но и там настигали их печенежские стрелы.
Жертвой вероломных печенегов стал и славный витязь, покоритель хазар, князь Святослав. В 972 году князь возвращался из дунайского похода с богатой добычей. Печенеги внезапно напали на русичей у днепровских порогов. Святослав пал смертью храбрых. Из его черепа печенежский хан сделал себе чашу для пиров. Вытесненные новыми кочевниками тюрками из Дикого поля (так называли славяне-русичи донские степи), печенеги оставили наши степи и ушли в пределы Венгрии и Византии.
В XI веке в донские степи пришли половцы, ставшие новым бедствием для Руси. После трех ожесточенных битв с русскими князьями (1061, 1068, 1093 года) половцы овладели территориями донских, сальских и прикубанских степей. Отсюда половецкие полчища совершали разорительные набеги на Русь, раздираемую княжескими распрями. Автор "Слова о полку Игореве" укорял русских князей: "Вы бо своими крамолами на-гясте наводите погания на землю Русскую". Дешт-и-Кыпчак, как называли на Востоке половецкую степь, стала грозной опасностью для Руси. Русские князья не раз ходили походами на половцев. Донские и сальские степи обильно политы кровью как русичей, так и "поганых". В 1111 году большое войско во главе с великим князем киевским Владимиром Мономахом и его братьями Святополком и Давыдом снова двинулось на Дон. В древнерусской летописи подробно описан этот поход.
"Сошлись отряды Половецкие и отряды Русские, сразились сначала с отрядом Свято-полковым и. словно гром ударил, сошлись передовыми частями. Жестокий был бой между ними, и падали с обеих сторон. Вступил 15 бой Владимир со своими отрядами: увидали половцы, обратились в бегство, и падали они перед отрядом Владимировым. Побили их в страстной понедельник, месяца марта в двадцать седьмой день; побиты были иноплеменники, многое множество, на реке Сальнице..." Кочевники в битве с русскими потеряли около 10 тысяч человек. С большой долей вероятности можно предположить, что древняя Сальница - это наша степная речка Сал.
Упоминается Сальница и в "Слове о полку Игореве" как место сражения в 1185 год русского войска во главе с князем Игорем Святославичем с половцами. Автор "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин считает, что Сальница - это левый приток Дона Сал. Есть и другие точки зрения. Но бесспорно одно: в наших степях шла упорная и жестокая война между Русью и ордами кочевников. О славных ратных делах русских воинов и полководцев рассказывают страницы древних летописей. Волынская летопись повествует о том, как Мономах разгромил половецкие орды, а их ханы Сырган и Отрок бежали: первый в дебри донских камышей и лесов, а второй - на Кавказ.
Майков в 1874 году написал об этом историческом случае стихотворение ""Емшан", образно воскресив то далекое прошлое обитателей наших степей.
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает...
Когда в степях за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырган
Два брата, батыри лихие.
И раз у них шел пир горой –
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады! –
Все врозь бежит, кто победит
Ловцами спугнутое стадо
То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился
Сырган в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся
И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.
Зовет к себе певца Сырган
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом –
Скажи ему, чтоб бросил все,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи.
Ему ты песен наших спой –
Когда ж на песнь не отзовется.
Свяжи в пучок емшак степной
И дай ему - и он вернется".
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит.
Чтоб в степи шел
Отрок без страха
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братний зов
Одной усмешкой отвечает –
И пир идет, и хор рабов
Его, что солнце, величает.
Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -
Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его - велит
Своим послушливым кунакам.
И взял пучок травы степной
Тогда певец и подал хану –
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы лочуя в сердце рану.
За грудь схватился... все глядят –
Он грозный хан. что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат
Пучок травы, целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком,
"Не царь я больше вам отныне! –
Воскликнул. - Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"
Наутро чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван –
Отрок с немногою дружиной
Минуя гору за горой,
Все ждет он - скоро ль степь родная –
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Да..! Поистине притягателен запах Родины, вспоминаются сразу строки из "Русского поля": "Запах полыни, вешние ливни, вдруг обожгут тебя прежней тоской!" Кстати емшан - это и есть полынь из нашей степи.
А.П. Проншейн в своей монографии "История Дона" пишет о том, что половцы, оправившись от разгромных походов Мономаха, не оставляли в покое города и веси русские, в том числе и русско-хазарский Саркел. Летопись и археологические наблюдения говорят о том, что половцы осаждали Саркел, сожгли его, нанесли тяжелый урон населению, но полностью овладеть им, по-видимому, не смогли. Однако, удержать Саркел в своих руках его защитникам тоже не удалось. В 1117 году русское население Саркела (Белой Вежи) ушло на Русь, лишь малая часть храбрых и удалых людей славянско-хазарско-аланского происхождения осталась на Дону и его притоках. Этих людей называли брозниками, видимо, за бродячий образ жизни.
Голландский монах Рубруквис, проезжая в середине XIII века донские степи, дал описание этих людей. Это закаленные в боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое добывающие для себя разбоем, войной, охотой и рыбной ловлей. Жили они в землянках из плетней и камыша. Мужчины одевались просто, зато не отказывали женам и дочерям своим в богатых нарядах, взятых в набегах.
Ряд ученых высказывают предположение, что донское казачество пошло от корня этого отчаянного племени.