Зимовниковский район - История района
После гуннов
В сальских степях в течение двух веков
кочевали остатки племен. Бедность исторических источников периода V- VII веков н.э. не
позволяет с какой-либо достоверностью составить представление об этом времени в
наших краях.
В 7-10-х веках задонские и сальские
степи входили в состав Хазарского государства (Каганата). Происхождение и
история хазар вызывает до сих пор разногласия среди историков. Профессор М.И.
Артамонов в предисловии к книге Л.Н. Гумилева "Открытие Хазарии" писал:
"В истории хазар и хазарского Каганата остается множество пробелов и неясных
моментов. Мы не знаем точно, кто такие были хазары, откуда они появились, какой
образ жизни вели". "Козары или хазары, единоплеменные с турками, издревле
обитали на западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в
географиях восточных" - писал Н.М. Карамзин.
В 7 веке хазары стали теснить своих соседей
болгар, савиров, барсилов и алан и силой подчинять их своему влиянию. Особенно
упорной была борьба хазар с болгарами, кочевавшими в придонских степях. Хазары
оказались сильнее и вытеснили болгар с Дона. Одна часть болгар ушла на Дунай, а
другая - на Среднюю Волгу. Впоследствии сложились два болгарских государства:
ославянившаяся Дунайская Болгария и тюркизированная Волжская Болгария.
Из письменных источников и археологических
данных известно, что примерно в 7 -8 веках происходило славянское продвижение
на Дон с северо-запада вплоть до его левых притоков Маныча и Сала. Славянские
племена антов по свидетельству византийских историков были могущественными из
славян. Анты были хорошими земледельцами и скотоводами. Жили они большими
семьями в полуземлянках.
По свидетельству Маврикия (стратега)
"племена славян и антов сходны по своим нравам, по своей любви к свободе;
их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры
преимущественно в своей земле и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь,
наготу, недостаток в пище". (Эти качества и нам бы, особенно сейчас,
пригодились).
Каждый воин-ант имел лук с небольшими
стрелами, смоченными ядом, два небольших копья, щит, умел в случае
необходимости спрятаться на дне реки, дыша через камышину.
И вот две волны - хазарская и славянская
- встретились в среднем течении Дона и на его притоках. Вначале хазарская оказалась
сильнее. Славяне-анты или отступали или становились данниками хазарского кагана.
В то же время происходило взаимопроникновение двух столь различных культур. В
западной части Хазарии находились независимые поселения славян-земледельцев.
Они имели в хазарских городах свои кварталы, своих судей и вели свободную торговлю.
Но у славян еще не было своего государства
и их рассеянные племена вплоть до Днепра и Оки вынуждены были признать власть
каганов. "Киевляне, - писал летописец Нестор, - дали своим завоевателям по
мечу с дыма".
С хазарскими каганами считались римские
императоры и арабские халифы. Считалось за честь породниться с правителями
Хазарии. Римляне стремились навязать хазарам христианство, а арабы - ислам. Но
хазары выбрали третье. Религией этой стал иудаизм, заимствованный от евреев,
переселившихся в Хазарию из-за преследований в Византии.
Евреи играли большую роль в торговле
Хазарии и составляли существенную часть населения в ее городах.
Столицей Хазарии в VII веке был город
Семендер в предгорьях Северного Кавказа, а в VIII веке, потерпев поражение от
арабов, хазары основали новую столицу Итиль в низовьях Волги, носившей такое же
название. Поиски археологами местонахождения Итиля результатов не дали. Есть
версия, что Итиль погребен - под толстым слоем ила в период наступления вод
Каспия на сушу. После принятия хазарами иудаизма их отношения с Византией
охладели. В IX веке на северо-западе Хазарии усилились славянские племена, шло
образование древнерусского государства. Отношения хазарского царства со
славянами становились все более напряженными. Для защиты от славян и кочевых
племен хазары строили крепости. Одна из них была построена на Дону по проекту
Петроны, посланного в 834 году императором феодалом в Хазарию. Крепость,
названная Саркел, что означает "Белый дом" или "Белая
гостиница", расположилась на искусственном острове, окруженном проточными
из Дона рвами. В русской летописи Саркел упоминается под названием "Белая
вета" (палатка, шатер).
На месте расположения древнего Саркела в
настоящее время плещутся волны Цимлянского моря. Перед затоплением археологи
раскопали Саркел. Были обнаружены два городища: одно на левом, другое на правом
берегу Дона. Стены крепости были сложены из кирпича и белого камня. По свидетельству
византийского императора Константина Багрянородного, в Саркеле "сидели ежегодно
сменяемые воинские отряды в триста человек".
Саркел - первый известный нам город-крепость
в наших степях. Ведь от Зимовников до местонахождения древнего города каких-нибудь
несколько десятков километров.
В IX веке хазары уже не обладали полной
властью над своими данниками-славянами. Древние русичи совершали походы в ответ
на набеги хазар. Вспомним пушкинские строки: "Как ныне сбирается вещий
Олег отметить неразумным хазарам, их села и нивы за буйный набег обрек он мечам
и пожарам..." Внук Олега, знаменитый полководец и великий киевский князь
Святослав Игоревич, понимая, что Хазария является серьезным препятствием для
объединения Руси и закрывает пути русичам на Волгу и Восток, в 965 году
выступил против хазар. Спустившись вниз по Волге, войско Святослава захватило
Итиль. Затем Святослав взял Семендер, разгромил на Кавказе данников хазарского
кагана - ясов и касогов. А на обратном пути в Киев, пройдя через сальские степи,
Святослав осадил Саркел. "Жестокая битва решила судьбу двух народов. Сам
каган предводительствовал войском: Святослав победил и взял Козарскую Белую
Вету, или Саркел" - пишет Н.М. Карамзин.
Этот поход Святослава открыл дорогу славянам
на Дон и Волгу. К XI веку Саркел стал ярко выраженным русским торговым и ремесленным
городом. Саркел имел большое значение и как крепость, защищавшая Киевскую Русь
на ее юго-восточных границах.
После сокрушительного удара русов хазарский
каганат стал распадаться. Новые полчища кочевников - печенегов, а затем
половцев окончательно уничтожили государство хазар.
В X веке в донские и сальские степи хлынули
орды печенегов, вытесненных из-за Волги огузами и кипчаками. Печенеги по образу
жизни, общественному устройству и внешнему облику почти ничем не отличались от
других азиатских племен. Кочевое скотоводство, разбой, грабеж, набеги, слепое
подчинение вождям - ханам и обычаю, почти полная духовная убогость сформировали
у древних русов облик печенежского общества, как агрессивного и вероломного
монстра. Войны печенегов с русичами сменялись непродолжительным миром. По
свидетельству Константина. Багрянородного "печенеги, кроме того, живут в
соседстве и сопредельны с руссами и часто, когда живут не в мире друг с другом,
грабят Русь и причиняют ей много вреда и убытков".
Славянские поселения на Дону жили в
постоянном страхе перед набегами печенегов. Многие славяне уходили поближе к
Киеву, но и там настигали их печенежские стрелы.
Жертвой вероломных печенегов стал и
славный витязь, покоритель хазар, князь Святослав. В 972 году князь возвращался
из дунайского похода с богатой добычей. Печенеги внезапно напали на русичей у
днепровских порогов. Святослав пал смертью храбрых. Из его черепа печенежский хан
сделал себе чашу для пиров. Вытесненные новыми кочевниками тюрками из Дикого
поля (так называли славяне-русичи донские степи), печенеги оставили наши степи
и ушли в пределы Венгрии и Византии.
В XI веке в донские степи пришли половцы,
ставшие новым бедствием для Руси. После трех ожесточенных битв с русскими
князьями (1061, 1068, 1093 года) половцы овладели территориями донских,
сальских и прикубанских степей. Отсюда половецкие полчища совершали
разорительные набеги на Русь, раздираемую княжескими распрями. Автор "Слова
о полку Игореве" укорял русских князей: "Вы бо своими крамолами на-гясте
наводите погания на землю Русскую". Дешт-и-Кыпчак, как называли на Востоке
половецкую степь, стала грозной опасностью для Руси. Русские князья не раз
ходили походами на половцев. Донские и сальские степи обильно политы кровью как
русичей, так и "поганых". В 1111 году большое войско во главе с великим
князем киевским Владимиром Мономахом и его братьями Святополком и Давыдом снова
двинулось на Дон. В древнерусской летописи подробно описан этот поход.
"Сошлись отряды Половецкие и отряды
Русские, сразились сначала с отрядом Свято-полковым и. словно гром ударил,
сошлись передовыми частями. Жестокий был бой между ними, и падали с обеих
сторон. Вступил 15 бой Владимир со своими отрядами: увидали половцы, обратились
в бегство, и падали они перед отрядом Владимировым. Побили их в страстной понедельник,
месяца марта в двадцать седьмой день; побиты были иноплеменники, многое
множество, на реке Сальнице..." Кочевники в битве с русскими потеряли
около 10 тысяч человек. С большой долей вероятности можно предположить, что
древняя Сальница - это наша степная речка Сал.
Упоминается Сальница и в "Слове о
полку Игореве" как место сражения в 1185 год русского войска во главе с
князем Игорем Святославичем с половцами. Автор "Истории государства
Российского" Н.М. Карамзин считает, что Сальница - это левый приток Дона
Сал. Есть и другие точки зрения. Но бесспорно одно: в наших степях шла упорная
и жестокая война между Русью и ордами кочевников. О славных ратных делах
русских воинов и полководцев рассказывают страницы древних летописей. Волынская
летопись повествует о том, как Мономах разгромил половецкие орды, а их ханы
Сырган и Отрок бежали: первый в дебри донских камышей и лесов, а второй - на
Кавказ.
Майков в 1874 году написал об этом историческом
случае стихотворение ""Емшан", образно воскресив то далекое
прошлое обитателей наших степей.
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает...
Когда в степях за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырган
Два брата, батыри лихие.
И раз у них шел пир горой –
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады! –
Все врозь бежит, кто победит
Ловцами спугнутое стадо
То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился
Сырган в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся
И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.
Зовет к себе певца Сырган
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом –
Скажи ему, чтоб бросил все,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи.
Ему ты песен наших спой –
Когда ж на песнь не отзовется.
Свяжи в пучок емшак степной
И дай ему - и он вернется".
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит.
Чтоб в степи шел
Отрок без страха
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братний зов
Одной усмешкой отвечает –
И пир идет, и хор рабов
Его, что солнце, величает.
Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -
Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его - велит
Своим послушливым кунакам.
И взял пучок травы степной
Тогда певец и подал хану –
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы лочуя в сердце рану.
За грудь схватился... все глядят –
Он грозный хан. что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат
Пучок травы, целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком,
"Не царь я больше вам отныне! –
Воскликнул. - Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"
Наутро чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван –
Отрок с немногою дружиной
Минуя гору за горой,
Все ждет он - скоро ль степь родная –
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Да..! Поистине притягателен запах
Родины, вспоминаются сразу строки из "Русского поля": "Запах
полыни, вешние ливни, вдруг обожгут тебя прежней тоской!" Кстати емшан -
это и есть полынь из нашей степи.
А.П. Проншейн в своей монографии
"История Дона" пишет о том, что половцы, оправившись от разгромных
походов Мономаха, не оставляли в покое города и веси русские, в том числе и
русско-хазарский Саркел. Летопись и археологические наблюдения говорят о том,
что половцы осаждали Саркел, сожгли его, нанесли тяжелый урон населению, но
полностью овладеть им, по-видимому, не смогли. Однако, удержать Саркел в своих
руках его защитникам тоже не удалось. В 1117 году русское население Саркела (Белой
Вежи) ушло на Русь, лишь малая часть храбрых и удалых людей
славянско-хазарско-аланского происхождения осталась на Дону и его притоках.
Этих людей называли брозниками, видимо, за бродячий образ жизни.
Голландский монах Рубруквис, проезжая в
середине XIII века донские степи, дал описание этих людей. Это закаленные в
боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое
добывающие для себя разбоем, войной, охотой и рыбной ловлей. Жили они в
землянках из плетней и камыша. Мужчины одевались просто, зато не отказывали
женам и дочерям своим в богатых нарядах, взятых в набегах.
Ряд ученых высказывают предположение,
что донское казачество пошло от корня этого отчаянного племени.